?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В субботу на Чистых прудах прошёл трамвайный парад. Если бы мне кто-то 15 лет назад сказал, что в Москве в центре будет пропагандироваться (в хорошем смысле) идея трамвая, как основы сети наземного общественного транспорта, я бы не поверил. Но вот оно на наших глазах. И то, с какой жаждой простые москвичи набрасываются на вагоны, говорит только об одном: трамвай интересен! В первую очередь хочется поблагодарить всех неравнодушных людей, которые уже больше 10 лет поддерживают старые вагоны в рабочем состоянии. Сколько было вопросов из толпы, где находится трамвайный музей! С грустью надо признать: нет его. Его уничтожила лужковская власть, чтобы построить на его месте депо для монорельса. Не знали, нет? Знайте: все эти вагоны разбросаны по московским депо, и увидеть вы их можете только на таком вот параде. И старые троллейбусы, и старые автобусы тоже. Кому повезло, стоят под крышей, занимая места, нужные для маршрутных вагонов, кому места совсем не хватило — молча гниют в загоне трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской. А депо всё нет и нет.

Ну а теперь о хорошем. Нет, я не поклонник толп народа, но в субботу москвичи замечательно поиграли в интерактивную историческую реконструкцию: покажи, как выглядели толпы трамвайных пассажиров в 30-е годы. Надеюсь, многие почувствовали это, что называется, на своей шкуре. Да-да, пока метро не взяло на себя основной пассажиропоток, бедному трамваю приходилось худо.

tramparad01.jpg

Понятно, что сфотографировать вагоны в такой толпе невозможно. Я для себя решил, что мне интереснее увидеть их на линии, в разных ракурсах на разных участках сети, где они когда-то ходили. И конкурентов тут у меня будет немного.



02. Сначала ещё пара фотографий с парада.
Юра Егоров со сверхпопулярного вагона конки: «Залезть внутрь? Нет, внутрь нельзя! Наверх? Наверху контактная сеть! Подёргать тормоз??..»
tramparad02.jpg


03. «..Воооон туда идите, и там дёргайте. А у нас других тормозов нет!»
tramparad03.jpg


Многие догадались сами (а кому-то пришлось и подсказать), что спокойно сфотографировать вагоны можно будет на бульварах, вниз по ходу движения. Поедем туда и мы, займём точку у Милютинского сада на Покровском бульваре.


04. Ждали долго. Наконец, колонна пошла. Естественно, в том же порядке, как и стояли на бульваре. Поэтому первыми из трамваев (троллейбусы с автономным ходом я не снимал) пошли современные низкопольники. Впереди — альстомовский Цитадис, пусть и имеющий наш индекс 71-801 и наше же название «ТрамРус», но всё равно непатриотичный. Ну да вряд ли идея с Цитадисом будет у нас иметь продолжение.
tramparad04.jpg


05. А вот дальше наши вагоны: сначала 71-911, построенный на Тверском вагоностроительном ООО «ПК Транспортные системы».
tramparad05.jpg


06. А за ним его трёхсекционный близнец 71-931 «Витязь».
tramparad06.jpg


07. Последним из низкопольников шла братская белорусская Мяцелiца — АКСМ-85300М. Правда на ней было честно написано «Штадлер», потому как у Белкоммунмаша совместное производство со швейцарской Stadler Rail AG.
tramparad07.jpg


Все новые трамваи были залеплены сердечками. Идея неоднозначная — раздать посетителям наклейки, чтобы они «голосовали» за выбранную модель. В депо, наверное, потом «радовались». Но хуже было то, что залепили и исторические вагоны, и, несмотря на чистку, они так и поехали с наклейками. С другой стороны это допустимые издержки, зато народ трамвай любит, а это действительно хорошо!

Итак, историческую колонну пришлось ещё немного подождать. Первой на бульваре стояла конка она же и идёт на конной тяге, но только до конца бульвара, потом её заворачивают на разворотное кольцо у Покровских ворот, чтобы выпрячь лошадей и прицепить вагон к буксиру, а остальная колонна идёт своим ходом дальше.


08. Впереди — сцепка Ф+Н. Ф — значит «фонарный». Это единственный дореволюционный трамвай на параде. Фонарь — это не фара, а надстройка на крыше со стёклами, дающими естественное освещение салона. Н — прицепной вагон «нюрнбергского» типа.
tramparad08.jpg


09. БФ, то есть «бесфонарный». Фактически, тот же Ф, только с высокой крышей. Один. А чаще всего он ходил с прицепом.
tramparad09.jpg


10. Наверное, самая любимая сцепка: КМ+КП, то есть Коломенский моторный и Коломенский прицепной. Вопреки сложившемуся из-за её существования в таком вот виде мнению, КМ почти никогда не ходил с КП (равно как и, вопреки известным фильмам, почти никогда не ходил без прицепа вообще). Чаще всего КМ ходил с другим прицепом — С. Такой прицеп сохранился (был найден в своё время в Коломне), но в плохом состоянии. До сих пор денег на его реставрацию никто не выделил. А ведь тогда можно было бы сделать две действительно типичные сцепки: КМ+С и БФ+КП.
tramparad10.jpg


11. МТВ-82
tramparad11.jpg


12. РВЗ-6. Вообще-то он совсем не исторический, последние вагоны были собраны в Риге в декабре 1987 г. В Москве он ходил недолго, а вот в Хабаровске они до сих пор на маршрутах. Спешите! Я ещё успел покататься на них в Ногинске, Коломне, Казани и Уфе (сейчас в этих городах их уже нет).
tramparad12.jpg


Есть ещё один вариант, но уже за границей: в Латвии, в городе Двинске. Там они вообще уникальные — со штангой вместо бугеля. Вот такой я сфотографировал в августе 2013 г.
tramparad38.jpg


13. Вернёмся на парад. Следом идёт подзабытая Татра Т2 — прямой потомок американского PCC.
tramparad13.jpg


14. И, казалось бы, привычная Татра Т3. Но приглядитесь, у неё нет средней двери. Такие трамваи поставлялись Чехословакией в СССР специально, так как Советский Союз не заказывал вагоны с тремя дверьми, чтобы не нарушать привычной схемы: вход через заднюю дверь, где сидел кондуктор, выход — через переднюю. Двухдверные Татры ещё остались в эксплуатации, например, в Ульяновске.
tramparad14.jpg


15. Ну а эти вагоны совсем недавно были на линии. Татра T6B5
tramparad15.jpg


16. И T7B5. Кстати, по одному сердечку им пришлось к лицу.
tramparad16.jpg


17. Замыкал колонну новичок парада, один-одинёшенька ЛМ-2000. У него интересная история: он стал первым петербургским трамваем в Москве, проектировался специально, чтобы заменить ПС в Краснопресненском депо, где эксплуатировать новые длинные вагоны было невозможно. В 2002 г. его привезли в Москву, но Краснопресненское депо уже переводили в Строгино, и необходимость в «циклопе» (так его ласково прозвали за одну фару) отпала. До последнего он время от времени выходил на линию, а теперь вот стал музейным.
tramparad17.jpg


Линия по бульварам — единственная оставшаяся линия в центре Москвы. Проезд возле Новокузнецкой для машин закрыт, поэтому мы едем сразу на Зацепу и ждём трамваи там.


18. Дубининская улица, приближается Ф+Н.
tramparad18.jpg


19. Крупным планом. Высотка «Красных холмов», оказывается, портит вид не только с Красной площади.
tramparad19.jpg


20. БФ там же.
tramparad20.jpg


21. КМ+КП
tramparad21.jpg


Едем за ними, сначала к Алмазовской развязке на Серпуховском валу.


22. Здесь успеваем сфотографировать Ф+Н, который убегает от нас в депо им. Апакова.
tramparad22.jpg


Но мы едем назад к Павелецкому вокзалу, так как все остальные трамваи развернулись раньше.


23. Красивая точка на Кожевнической улице. Вот Штадлер-Метелица.
tramparad23.jpg


24. За ним БФ.
tramparad24.jpg


25. Он же в сторону Новоспасского моста.
tramparad25.jpg


26. И ещё.
tramparad26.jpg


27. КМ+КП.
tramparad27.jpg


28. И КП сзади.
tramparad28.jpg


29. МТВ-82.
tramparad29.jpg


30. Удачно ловим в объектив БФ у Новоспасского монастыря.
tramparad30.jpg


31. И его же на Абельмановской у Покровского монастыря.
tramparad32.jpg


32. МТВ-82 сзади.
tramparad33.jpg


33. Пока пробки, теряем трамваи из вида: даже в субботу старые трамваи иногда едут куда быстрее нестарого автомобиля. БФ поехал через Сокольники, а КМ+КП через Семёновскую. Ловим его на Госпитальной площади.
tramparad31.jpg


34. И поближе.
tramparad34.jpg


35. Нам остался только КМ+КП. Вот он на Госпитальном валу.
tramparad35.jpg


36. И на Измайловском валу.
tramparad36.jpg


37. И, наконец, Сельскохозяйственная улица, въезд в депо им. Баумана. Здесь мы прощаемся с нашими вагончиками до следующего парада.
tramparad37.jpg


Спасибо всем, кто осилил этот репортаж до конца.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
kviten
Apr. 13th, 2015 03:14 am (UTC)
Отличный репортаж, спасибо!
На последнем кадре такое впечатление, что в КМ какие-то пассажиры есть.
rosmetrostroy
Apr. 13th, 2015 06:19 am (UTC)
Их там даже много :)
kviten
Apr. 13th, 2015 06:24 am (UTC)
По приглашениям пускали или кто успел?
rosmetrostroy
Apr. 13th, 2015 06:37 am (UTC)
Нет, там, в основном, свои из МГТ с семьями. Они потом все прямо в депо поехали.
sonick_rnd
Apr. 13th, 2015 08:04 am (UTC)
Если погода хорошая, то можно вместо машины догонять трамваи на мотоцикле\велосипеде. ))
rosmetrostroy
Apr. 13th, 2015 09:29 am (UTC)
Были такие. Насчёт мотоцикла не скажу, у меня его нет. А вот на велосипеде нужна подготовка, я бы не осилил такой маршрут. Хотя, конечно, удобнее - не надо искать каждый раз место для остановки.
reineke
Apr. 17th, 2015 01:35 pm (UTC)
оффтопик
http://www.rosmetrostroy.ru/kuntsevskaya.htm - тут неправильно написано, что станция планируется в Можайском районе. Если будет реализован приложенный план, то это район Кунцево, а если она будет "возле примыкания Кастанаевской ул." - то это район Фили-Давыдково. Можайский начинается только к югу от Белорусской ж/д.
rosmetrostroy
Apr. 17th, 2015 09:06 pm (UTC)
Re: оффтопик
Спасибо за поправку. Проверил - всё правильно, район Кунцево.
reineke
Apr. 17th, 2015 09:17 pm (UTC)
Re: оффтопик
ещё мы выяснили, что название "Можайская" пока не утверждено (к счастью). Оно появилось вместо названия "Кунцевская" в приложении к постановлению 172-ПП, но в приложении только техническая информация, утверждение названия должно особым образом проходить.
( 9 comments — Leave a comment )